Как выбрать поставщика оборудования для школы
Выбор поставщика оборудования для оснащения образовательных учреждений сопряжен с множеством нюансов и зависит не только от экономической оправданности или соотношения «цена-качество». Важно помнить, что в первую очередь закупка оборудования для школы или любого другого учебного заведения должна производиться в соответствии с действующим законодательством.
Какие документы регламентируют закупку в сфере образования
Все закупки в рамках оснащения образовательных учреждений социально ориентированы, несут благую миссию на развитие образовательных учреждений, улучшение их инфраструктуры. Закупки совершаются с соблюдением всех норм и регламентов для безопасного и комфортного применения в учреждениях. Кроме того, они четко регламентируются законодательством.
Основными законами, регламентирующими закупки в образовательной сфере, являются федеральные законы 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Главный критерий 44-ФЗ – это здоровая конкуренция между поставщиками, как определяющая максимальную эффективность. 223-ФЗ применяется в том случае, когда имеет место приобретение товаров или услуг за счет грантов, собственных доходов учреждения или в условиях субподряда.
Какие бывают способы закупок
Способы закупок в соответствии с 44-ФЗ подразделяются на закрытые и открытые.
Принять участие в закрытых закупках может ограниченный круг участников – это только те поставщики, которые смогут исполнить условия контракта и соответствуют определенным требованиям (в т.ч. имеют допуск к гостайне, если закупка содержит секретную информацию). Предварительно такие закупки должна согласовать Федеральная антимонопольная служба России.
В свою очередь открытые закупки бывают конкурентные и неконкурентные. К последним относятся закупки, которые производятся у единственного поставщика. Например, покупка лицензионного программного обеспечения у разработчика.
Конкурентные способы закупок оборудования бывают следующих видов:
- Запрос котировок. Производится в случае, если сумма контракта, например, на поставку современного интерактивного оборудования для школы, превышает 500 000 руб. Такой вид сделки удобен своей оперативностью и отсутствием большого количества документации. Однако таким способом не может быть произведено более 10% годовых закупок или стоимость оборудования для школы не должна превышать сумму в 100 млн. руб. Кроме того, еще один нюанс такого варианта закупки заключается в том, что согласно закону, выигрывает тот поставщик, который обозначил минимальную стоимость услуги. При этом его квалификация и опыт проведения подобных сделок, не учитывается.
- Запрос предложений. По сути, этот способ закупки идентичен запросу котировок, с той лишь разницей, что тендер выигрывает не тот поставщик, который предложил более низкую цену, а тот, кто назвал самые выгодные условия.
- Электронный аукцион. При проведении аукциона, так же, как и при запросе котировок, отсутствует возможность предъявить требования к квалификации поставщика и качеству предоставляемых услуг. Кроме того, организация аукциона сопряжена с огромным количеством сопутствующей документации и требует большего времени на реализацию.
- Конкурс. При данном варианте закупки также побеждает поставщик, назвавший наименьшую стоимость. Как и при запросе котировок или при электронном аукционе, в случае проведения конкурса не представляется возможным проконтролировать квалификацию поставщика. Однако образовательное учреждение имеет право предъявить требования к качеству предоставляемых услуг. Пункты этих требований вносятся в закупочную документацию, позволяя тем самым администрации учебного заведения в конечном итоге выбрать поставщика, ориентируясь не на минимальную цену, а по соответствию критериям качества.
По типу конкурсы подразделяются на:
- Открытые.
- С ограниченным участием.
- Двухэтапные.
Закрытые способы закупок оборудования, в свою очередь, также делятся на аукционы и конкурсы. Конкурсы в этом случае бывают закрытые, с ограниченным участием и закрытые двухэтапные.
На что обратить внимание при выборе поставщика
Как правило, поставщики, работающие в данном сегменте давно, сотрудничают с учреждениями как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. У таких компаний отлажены все внутренние бизнес-процессы, менеджеры максимально вовлечены в заключение контрактов и осведомлены обо всех нюансах законодательства, точно знают, какие документы в каком случае необходимо предоставить покупателю, и помогут решить другие организационные вопросы.
Когда речь идет о профессиональных качествах продавца, то здесь имеет смысл обратить внимание на предлагаемые условия поставок и под условиями в данном случае имеется в виду не только цена и срок поставки, а сопутствующие предложения. В частности, это может быть сборка и настройка сложного оборудования, гарантийное и постгарантийное техническое обслуживание, обучение персонала, поставки дополнительного оборудования для расширения функциональности базовых комплектов и т.д. Компания GRAMAT обладает всеми перечисленными качествами поставщика.
Основываясь на многолетнем опыте поставок отдельного оборудования для различных классов школ, а также комплексного оснащения ДОУ, школ и ВУЗов «под ключ», мы можем с уверенностью заявить, что в этой сфере абсолютно точно следует довериться профессионалам, знающим и любящим свое дело. Только надежные компании могут обеспечить соблюдение всех необходимых требований законодательства при совершении закупки для образовательных учреждений. «Однодневные» организации исходят из приоритета разовой выгоды и не нацелены на долгосрочное пребывание на рынке, а, значит, такие игроки не дорожат своей репутацией и не готовы идти навстречу клиентам. Особенно сейчас, в этот сложный период, мы рекомендуем сохранять бдительность при выборе поставщика.